ПОИСК по САЙТУ

Главная Новости

Цены и ценообразование.

Опубликовано: 01.10.2018

видео Цены и ценообразование.

Ценообразование в маркетинге. Лекция 1. Понятие и роль цены в маркетинге.

Когда производственным фактором является труд, то соответствующие решения принимают люди, а не фирмы. Каждый индивидуум стоит перед выбором: больше трудиться или больше отдыхать. Рассмотрим рис. 8.6.



Максимальный доход, который можно заработать за 24 ч, равен В ден. ед. Линия АВ - бюджетное ограничение "доход-свободное время".

Труд - своеобразный товар, когда продается не наемный работник, а его рабочее время. Принять в качестве рационального решения точку В невозможно, так как работать 24 ч в сутки в течение длительного периода не в состоянии никто. Поэтому более типичной является ситуация равновесия в точке Е. При этом свободное


Ценообразование. Виды цен

167

время Н0, рабочее время - (24 - Н0), дневной доход - I0 = w(24 - H0). Наклон линии бюджетного ограничения равен (-w). Это означает, что предельная норма замещения свободного времени доходом равна ставке заработной платы:

MRSHO = w. (8.4)

Реакция индивидуума на изменение ставки заработной платы может быть разложена на эффект замены и эффект дохода (рис. 8.7).


Цены и ценообразование

Допустим, что ставка заработной платы увеличилась с w1 до w2. Бюджетное ограничение смещается из положения АВ в положение АВ1. Работа в таком случае становится более привлекательной, что вызывает желание больше трудиться. Равновесие из точки E1 сдвигается в точку Е2. Проведем бюджетное ограничение CD, параллельное AB1 и касающееся кривой безразличия U1. Тем самым мы определим эффект замены и эффект дохода.

Эффект замены выражается в замене свободного времени рабочим и росте дохода. Графически это означает перемещение из H1 в Н3. Однако с ростом дохода повышается ценность и такого нормального блага, каким является досуг. Эффект дохода равен Н3Н2 и направлен в противоположную сторону. Таким образом, на данном этапе роста заработной платы эффект замены превышает эффект дохода. Значит, рабочее время с ростом ставки заработной платы увеличивается; кривая индивидуального предложения труда имеет положительный наклон (рис. 8.8).

Однако дальнейший рост доходов снижает желание трудиться. Индивидуум начинает выше оценивать свое свободное время. Это приводит к тому, что эффект дохода начинает превышать эффект замены (рис. 8.9).

168

Превышение эффекта дохода над эффектом замены означает сокращение рабочего времени с (24 – Н1) до (24 - Н2) ч, а свободное время увеличивается с H1 до Н2. Такая реакция обусловливает отрицательный наклон индивидуального предложения труда (рис. 8.10).

Таким образом, кривая индивидуального предложения труда, как правило, имеет вид, изображенный на рис. 8.11.

169

Рост ставки заработной платы:

с w1 до w2 приводит к увеличению числа часов работы с H1 до Н2; с w2 до w3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня; с w3 до w4 ведет к сокращению рабочего дня с Н2 до Н4.

Капитал - это производственный фактор длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал включает в себя инструменты, оборудование, средства передвижения, сырье и запасы товаров и полуфабрикатов, здания, а также патенты, ноу-хау и т.п. Капитал создается за счет сбережений, которые увеличивают возможность потребления в будущих периодах за счет сокращения нынешнего потребления.

Поэтому люди, осуществляющие сбережения, сравнивают текущее потребление с будущим (рис. 8.12).

Сбережения определяются общей суммой дохода за вычетом текущего требления:

S = I-C1, (8.5)

где S - сбережения, I - доход, C1 - текущее потребление.

Индивидуум может полностью потребить весь доход каждого периода. Но существование рынка капитала предоставляет ему и другие возможности. Обычному потребителю свойственны положительные временные предпочтения.

170

Это означает, что отказ от расходования $ 1 в настоящее время должен принести ему более $1 в будущем. В будущем периоде сбереженные S ден. ед. текущего периода вернутся к индивидууму (если он будет отдавать сбережения в кредит) с добавкой (1 + i) (I – С1). Наклон межвременного бюджетного ограничения (на рис. 8.12 это линия АВ) равен (1 + i), то есть зависит от ставки ссудного процента. Чем она выше, тем круче наклон межвременного бюджетного ограничения.

Точка касания кривой временного предпочтения с межвременным бюджетным ограничением характеризует межвременное равновесие (точка Е на рис. 8.12).

Рост ставки ссудного процента выражается в повороте линии межвременного бюджетного ограничения (рис. 8.13).

Реакцию индивидуума на изменение ставки процента также можно разложить на эффект замены и эффект дохода (рис. 8.14).

Повышение ставки процента увеличивает и текущее, и будущее потребление индивидуума. Но если прирост потребления в будущем периоде обеспечивается увеличением ставки процента, то повысить текущее потребление можно только за счет снижения объема сбережений. Таким образом, эффект дохода (С01 - C02) состоит в сокращении сбережений. Эффект замены (С01 - C03) выражается в увеличении сбережений. Эффект замены и эффект дохода имеют противоположную направленность, поэтому общий результат воздействия повышения ставки процента на объем сбережений неопределен. Обычно при низких ставках процента преобладает эффект замены, а при очень высоких ставках - эффект дохода. В результате кривая предложения капитала

171

(сбережений) (рис. 8.15) имеет конфигурацию, подобную кривой предложения труда на рис. 8.11.

Земля относится к невоспроизводимым факторам производства, запасы которых, по определению, фиксированы. Фиксированный характер предложения земли означает, что объем предложения не зависит от цены, а значит, кривая предложения абсолютно неэластична (рис. 8.16).

Рыночное предложение факторов производства образуется в результате сложения индивидуальных предложений.

172


rss